Научные интересы

Научные проекты Гранты

Хорошо известны научные результаты доктора экономических наук, профессора Валентины Васильевны Жиделевой по социально-устойчивому развитию экономики Северных регионов. Она является автором свыше 140 работ, в том числе 4 монографий, в которых разработана системная методология социального, экономического и экологического развития Северных регионов в переходной экономике. Основные методологические подходы, реализованные в них, выводы и предложения прошли проверку практикой и сохраняют свое значение до настоящего периода.

Одной из первых профессор Жиделева предложила социально-ориентированную модель развития российской экономики. Ее разработки включены в стратегические планы развития Коми и столицы нашей республики. Результаты исследований профессора В.В. Жиделевой в области государственного, социально-экономического, национального развития Республики Коми были использованы в процессе разработки ряда федеральных и региональных целевых программ. Она является достойным продолжателем научных традиций Сыктывкарской североведческой школы.

Итоги деятельности профессора Жиделевой изложены в более чем 200 научных трудах, в том числе в 12 монографиях.

Направления исследований

  • Теоретическое и методическое обобщение и научное обоснование стратегии устойчивого развития региона на основе принципов экономического федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка.
  • Социально-экономическая политика.
  • Использование региональных условий и благоприятных предпосылок для формирования эффективной социально ориентированной рыночной экономики.
  • Молодежь и безработица.
  • Развитие и совершенствование системы профессионального образования молодежи.

Основные научные и научно-технические достижения

Разработка концептуальных основ социально-устойчивого развития Северных регионов в переходной экономике на основе рыночных преобразований, формирования рыночного механизма природопользования, регулирования социально-трудовых отношений, стабилизации рынка труда и социальной сферы.

Обоснование необходимости смены стратегии развития Северных регионов и формирования новой модели социально-устойчивого развития, предусматривающей переход от стратегии освоения природных ресурсов к стратегии оживания территории. Механизм реализации предлагаемой модели предусматривает проведение соответствующей промышленной и финансовой политики в регионе, основанной на реструктуризации базисных отраслей, внедрении новых форм хозяйственной деятельности, создании рыночной инфраструктуры, обеспечении бюджетной достаточности и финансового равновесия.

Обучение, стажировки

 
Cтажировка в Киевском институте народного хозяйства
1990 г.
 
 
Семинар по бизнес-планированию в университете г.Валдоста (США)
1997 г.
 
Cеминар «Основы успешного бизнеса» по программе «Taсis»
1998 г.
 
Обучение в учебном центре «Siemens Nixdorf»
1999 г.
 
Курс дистанционного обучения «Основы интеллектуальной собственности»
2008 г.
 

Обучение по программе «Доступность лесных ресурсов и развитие сети лесовозных дорог» в рамках международного образовательного проекта
2008 г.

Обучение по программе «Планирование лесных дорог и операционное планирование лесозаготовительных операций» в рамках международного образовательного проекта
2009 г.

Научные проекты

  1. Научный руководитель научно-исследовательской работы по теме «Формирование единого экономического пространства на основе совершенствования и развития федеративных отношений в Северных регионах России».

    Грант Минобразования РФ
    Номер государственной регистрации НИР: 854
    Сроки выполнения НИР: 1999–2000

    Научные и научно-технические результаты:

    Разработана методология развития федеративных отношений на основе выравнивания реальных прав, компетенции и условий хозяйствования в северных субъектах Федераций.

    Публикации, отражающие результаты работы:

    • Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. Соавт.: Каптейн Ю.Н.
    • Системы регулирования заработной платы, адекватные рыночной экономике // Человек на Севере: Условия и качество жизни. – Сыктывкар: КЕПС, 1999. – С.113-119
    • Строительный комплекс Республики Коми // Республика Коми: природные ресурсы и производительные силы. – Сыктывкар: КЕПС, 1999. – С.144-149
    • Ресурсы вторичного сырья и пути их перспективного использования // Республика Коми: природные ресурсы и производительные силы. – Сыктывкар: КЕПС, 1999. – С.160-168
  2. Научный руководитель научно-исследовательского проекта «Концепция и система показателей оценки уровня и качества жизни населения Северных регионов».

    Внутривузовский грант
    Сроки выполнения НИР: 1999–2000

    Научные и научно-технические результаты:

    • Разработана концепция и система показателей оценки уровня и качества жизни, учитывающая особенности Северных регионов.
    • Уточнены основополагающие понятия и термины качества жизни населения.
    • Выявлены роль и характер взаимодействий системы экономических, социальных и иных факторов и условий, влияющих на формирование и повышение качества жизни населения.
    • Обоснована приоритетная значимость регулирования качества жизни в системе региональной социально-экономической политики.
  3. Научный руководитель научно-исследовательского проекта «Концепция и система показателей оценки качества жизни человека на Севере».

    Грант РГНФ
    Номер проекта: 03-02-000135а/С
    Сроки выполнения проекта: 2003–2004

    Цели проекта:

    • Методологически обосновать необходимость разработки концепции качества жизни человека на Севере.
    • Создать научную базу для разработки минимальных государственных гарантий в сфере социального обеспечения, здравоохранения и образования.
    • Внести корректировки в механизм социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан в связи с переводом натуральных льгот в потребительские субсидии.

    Научные и научно-технические результаты:

    Методологически обоснована необходимость разработки концепции и системы показателей оценки качества жизни человека на Севере, учитывающей особенности этого региона, уточнены основополагающие понятия и термины качества жизни населения, выявлены роль и характер взаимодействия системы экономических, социальных и иных факторов и условий, влияющих на формирование и повышение качества жизни населения.

    Научно доказано, что стратегические факторы общественного развития – накопление знаний, уровень и качество образования, физические характеристики и культурный уровень населения – в значительной степени формируются государством. В связи с этим повышение благосостояния населения, улучшение его здоровья, рост образовательного уровня может быть достигнут за счет концентрации ресурсов и деятельности государства на социально-гуманитарных функциях.

    Важнейшей проблемой социальных реформ остается создание законодательно закрепленной государственной системы минимальных социальных стандартов в области медицины, образования, жилья и т.п., которые служили бы отправными пунктами в деятельности соответствующих отраслей.

    Дана предварительная оценка социальной составляющей, проводимой с осени 2004 года административной реформы.

    Публикации, отражающие результаты работы:

  4. Научный руководитель научно-исследовательской работы по теме «Исследование стратегии и тактики управления социально-экономическими реформами в Северных регионах России».

    Грант Минобразования РФ
    Номер государственной регистрации НИР: 01.2.00107828
    Сроки выполнения НИР: 2001–2005

    Научные и научно-технические результаты:

    Методологически обоснована необходимость отработки механизма экономической реализации совместного ведения природно-ресурсных объектов через справедливое межбюджетное распределение доходов.

    Выявлены недостатки существующей системы платежей за пользование природными ресурсами, исследован зарубежный опыт управления природоохранной деятельностью.

    Дана оценка состояния и выявлены закономерности функционирования окружающей природной среды на Европейском Севере (на примере Республики Коми).

    Предложено создание государственной системы экологического мониторинга.

    Сформулированы теоретико-методологические основы замещения трансфертной модели регионального развития на рентную, включающие переход к рентному налогообложению и изъятие сверхприбыли ресурсодобывающих предприятий, а также ослабление экстерриториального поведения ресурсных корпораций.

    В основе предложенной методики лежит принцип корпоративный социальной ответственности, учитывающий не только экологические, но и социальные риски, распределение прибыли корпораций в интересах территории через реализацию программ социального развития.

    Продолжено исследование региональной социальной политики.

    Обновлена программа подготовки магистров по направлению «Экономика» на факультете управления СыктГУ.

    Разработаны новые учебные курсы, которые используются в учебном процессе при подготовке кадров экономистов и менеджеров.

    В целях подготовки в Республике Коми кадров высшей квалификации, создана научная база для открытия в СыктГУ докторантуры по специальности 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством» (по направлению «Региональная экономика» и «Экономика и управление отраслями, комплексами промышленности»).

    Публикации, отражающие результаты работы:

Гранты

  1. Грант Минобразования РФ № 4-55 «Методология бюджетного федерализма». 1999–2000.
  2. Грант Минобразования РФ № 854 «Формирование единого экономического пространства на основе совершенствования и развития федеративных отношений в Северных регионах России». 1999–2000.
  3. Внутривузовский грант по теме «Концепция и система показателей оценки уровня и качества жизни населения Северных регионов». 2000.
  4. Внутривузовский грант № 718 «Практические методы стратегического менеджмента в разработке концепции развития региона (на примере Республики Коми)». 2000–2001.
  5. Внутривузовский грант №720 «Общественная приемная факультета управления». 2000–2001.
  6. Грант Минобразования РФ № 464 «Требования к уровню подготовки выпускников вузов по специальности 060700 «Национальная экономика». 2001.
  7. Грант Минобразования РФ № 854 «Исследование стратегии и тактики управления социально-экономическими реформами в Северных регионах России». 2001–2002.
  8. Грант Минобразования РФ № ГО 2-3, 3-303 «Промышленные предприятия в условиях нестабильной экономической среды: экономический потенциал, реформирование, риски, устойчивость». 2003–2004.
  9. Грант РГНФ № 752 «Концепция и система показателей оценки качества жизни человека на Севере». 2003–2004.
  10. Грант РГНФ «Государственное регулирование инновационного развития АПК Северного региона (на примере Республики Коми)». 2006–2007.
  11. Грант РГНФ № 08-02-41201 а/с «Формирование инновационной модели развития предприятий лесопромышленного комплекса в условиях современной государственной лесной политики на Севере России». 2008–2009.

 

© CЛИ, отдел ИУП,
2009-2017