Интервью

02.02.2008   Регион

Сыктывкарский лесной институт, как и прежде, нацелен на развитие

Наша справка

Валентина Васильевна Жиделева родом из Сыктывкара. После окончания столичной СШ №1 поступила на экономический факультет вечернего отделения Сыктывкарского филиала Ленинградской лесотехнической академии, откуда, проучившись два года, перевелась на второй курс дневного отделения в открывшийся в столице республики университет.

Затем почти три десятилетия отработала в СыктГУ, начав лаборантом на кафедре экономики промышленности еще в студенческий период и став впоследствии проректором университета. В трудовой карьере преподавателя вуза прошла по всем полагающимся ступенькам: ассистент кафедры, старший преподаватель, доцент, профессор. Равно как и по административной лестнице: заведующая кафедрой, декан факультета, проректор СыктГУ, заместитель министра образования и высшей школы Республики Коми.

В.В.Жиделева — доктор экономических наук, заслуженный работник Республики Коми, имеет нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

В октябре 2007 года директором Сыктывкарского лесного института назначена Валентина Васильевна Жиделева, сменившая в этой должности успешно руководившего вузом 12 лет Николая Михайловича Большакова. Ученым советом СЛИ он избран Почетным президентом института.

— Получается, Валентина Васильевна, вы вернулись туда, где 35 лет назад были студенткой?

— Да, эти стены для меня, можно сказать, родные. Институт всегда отличался чистотой, порядком и фундаментальностью. Таким и остался. Только стал более густонаселенным, и сразу бросается в глаза, что здесь учатся много юношей.

— Знаю, в новой должности вам с первых дней пришлось готовиться к приему московской комиссии.

— Да, это называется «Экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов и показателей деятельности Сыктывкарского лесного института». Процедура, которую каждый вуз проходит раз в пять лет. Потребовалась, разумеется, большая предварительная работа по подготовке документов. А в марте мы принимали экспертов из Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Каждый вуз в стране подтверждает таким образом свое право на ведение образовательной деятельности по всем заявленным специальностям и направлениям. В СЛИ, напомню, их в настоящее время 27. И надо было доказать, что, имея лицензии на подготовку кадров по этим специальностям, мы отработали качественно, по госстандартам и на предстоящее пятилетие располагаем условиями и возможностями для выполнения их требований.

— Итоги работы комиссии Рособрнадзора в СЛИ уже известны?

— Все документы и итоги работы комиссии будут рассматриваться и утверждаться в Москве на коллегии министерства в мае, но у нас нет оснований сомневаться, что не пройдем утверждения, ведь в целом комиссия дала положительное заключение о нашей деятельности. Сыктывкарский лесной институт имеет немало очевидных успехов в своем развитии на сегодняшний день. Очень многое сделано в нем под руководством Николая Михайловича Большакова. Я-то директор СЛИ всего пять месяцев, хотя спросили с меня в ходе экспертизы... за пять лет! Мы подтвердили уровень качества образования в СЛИ, безусловно, при этом имея резервы и проблемы, как любое развивающееся учебное заведение.

Как и всем, нам недостаточно средств... Эксперты, проанализировав нашу финансово-хозяйственную деятельности, были, по их собственному признанию, несколько удивлены: каким образом администрации института удается на таком хорошем уровне обеспечивать работу вуза, располагая бюджетным финансированием по ряду статей лишь на уровне статистической погрешности? Любой руководитель вуза вам скажет, что более-менее нормально финансируются статьи по выплатам зарплаты преподавателям и стипендий студентам, частично — содержания зданий. Но мы-то живем и развиваемся.

— За счет чего, если не секрет?

— За счет грантов, которые даются государством нашим преподавателям, ведущим актуальные научные исследования, а также расширяем платные образовательные услуги, все формы дополнительного образования, в общем, реализуем весь свой учебный и научный потенциал.

— Возможно, прошедшая экспертиза подтолкнула администрацию вуза к переменам в чем-то? Да и от нового директора обычно в коллективе ждут предложений и действий по изменению и улучшению работы.

— У нас много задумок на будущее. И, полагаю, мой немалый опыт работы в высшей школе пригодится СЛИ. Да и моя недолгая чиновничья практика будет только в помощь, ведь она позволила увидеть проблемы высшего образования и их решение в целом в республике, познакомиться с опытом вузов других городов Коми и других регионов России.

В СЛИ так же, как и во всех вузах республики, ощущается недостаток кадров высшей квалификации по техническим специальностям. Это, к сожалению, наша общая беда. Поэтому мы сотрудничаем с соседними регионами, например, приглашаем преподавателей из Кирова. Стремимся сделать эту работу системной, то есть более содержательной и перспективной. Мы подготовили для заключения договоры о сотрудничестве с двумя кировскими вузами — Вятской сельскохозяйственной академией, что принципиально важно для нашего молодого сельхозфакультета, и Вятским госуниверситетом, который вошел в 70 вузов России, получивших 200 миллионов рублей господдержки в рамках нацпроекта «Образование». В свою очередь, эти авторитетные вузы тоже заинтересованы в нас.

— А чем СЛИ интересен им как партнер?

— Можем познакомить с достижениями наших научных исследований, можем обмениваться преподавателями, группами студентов, предоставлять наши традиционные базы практик кировским студентам. В республике для этого имеется больше возможностей, чем в Кировской области.

— Поговорим о ближайших перспективах СЛИ.

— Мы продолжаем развивать учебно-производственную базу института. Ведь, кроме известных всем двух учебных корпусов в центре города, у СЛИ есть прекрасный учебный корпус на улице Южной, лабораторный корпус на улице Морозова. Есть уже у нас и предложения по строительству ещё одного лабораторного корпуса по улице Ленина: эскизный проект предполагает зеркальное отражение учебного корпуса № 2. Все документы сейчас на согласовании, и, надеюсь, вскоре мы будем иметь дополнительные площади в центре города.

На учебно-производственной базе на улице Лесопарковой располагаются сейчас двенадцать лабораторий для подготовки по специальностям «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Механизация сельского хозяйства», небольшая пилорама для обучения будущих деревообработчиков. Планируем создать там учебно-производственный комплекс, включающий в себя, в частности, линию обслуживания большегрузных автомобилей, которую можно будет использовать в учебных целях и с прибылью для института — для оказания силами студентов платных услуг по ремонту техники. Кстати, работы на этой линии в стадии завершения, нам хорошо помогают бизнесмены, и студенты там уже проходят практику.

Интересные перспективы у Музея леса, где сейчас проводится масса учебных и внеучебных мероприятий. А в перспективе он должен превратиться в уголок отдыха студентов и горожан — мы намерены преобразить прилегающую к нему достаточно большую территорию.

Далее, как и все российские вузы, мы сейчас находимся на пороге перехода к двухуровневой системе обучения. У нас уже открыт бакалавриат практически по всем направлениям. В прошлом году сделали первый набор и будем его расширять, решаем вопрос об открытии программ обучения для получения степени магистра или в СЛИ, или в нашем головном вузе в Санкт-Петербурге.

Путь реформирования всегда сложен, однако высокий потенциал нашего вуза и поддержка и помощь такого старейшего и авторитетного вуза, как Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия, помогут нам успешно преодолеть все проблемы. А поправки в закон РФ о высшем образовании идут постоянно... И хотя законодательная база двухуровневого обучения сформирована не в полном объеме, к изменениям мы готовы, во всяком случае не опаздываем с переходом на бакалаврские программы обучения — это по существу в СЛИ уже сделано.

— Значит, СЛИ, как и прежде, нацелен на развитие?

— Это просто неизбежно. Высокий потенциал и укрепление СЛИ — неотъемлемая часть стратегии развития экономики Республики Коми, ее лесной отрасли в особенности. Ведь реализация объявленных приоритетными в Стратегии экономического и социального развития РК до 2020 года проектов расширения «Монди Сыктывкарский лесопромышленный комплекс», строительства новых целлюлозно-бумажных комбинатов в Удорском и Троицко-Печорском районах потребуют подготовленных кадров.

Ректор Московского госуниверситета леса Виктор Георгиевич Санаев, участвовавший в январе этого года в Сыктывкаре в заседании Совета по развитию лесного комплекса Российской Федерации, отметил в беседе с первым заместителем главы РК Павлом Анатольевичем Ордой, что «СЛИ среди лесных вузов России является заметным и перспективным, со своей историей и своим видением многих проблем». Мне, что скрывать, было приятно это слышать. Без преувеличения, Сыктывкарский лесной из пионера лесного профессионального образования в Республике Коми превратился в лидера лесного образования в России.

Потребность в нашем образовании в лесном крае, несмотря на все реформы, всё равно останется очень высокой. Ведь ещё в 20-х годах прошлого века видный общественный деятель Коми края Д. Я. Попов писал, что в «центре уезда г. Усть-Сысольска должна быть открыта высшая лесная академия... в самом центре лесного царства должна стоять носительница высших знаний о лесе — лесная академия». И вот мы есть и нужны стране, значит просто обязаны профессионально расти и дальше.

— Среди читателей нашего журнала — руководители предприятий и муниципальных образований республики. На какое сотрудничество с ними рассчитываете?

— Главы МО, руководители крупных предприятий бывают у нас, интересуются успехами тех, кого направили учиться на очное отделение или в Центр дополнительного образования, где организовано повышение квалификации работников почти по всем специальностям, которым и обучаем в институте. Очень крепкие связи сложились с ОАО «Монди Сыктывкарский лесопромышленный комплекс». В 2007-м подписан долгосрочный договор на пять лет вперед, и наверняка он будет реализован, несмотря на смену генерального директора предприятия. Такому современному предприятию, как это, квалифицированные кадры нужны при любом руководстве.

Прислушиваемся к мнению руководителей организаций, министерств, ведомств, МО: каких специалистов они хотели бы получить на свои предприятия? Ведь мы заинтересованы в трудоустройстве выпускников СЛИ. Не случайно стали традицией в нашем институте мастер-классы руководителей предприятий, где они выступают перед студентами старших курсов и рассказывают о современном производстве. Мы готовы обсуждать предложения от организаций, где будут трудиться наши выпускники. К примеру, и в долгосрочном договоре с ОАО «Монди Сыктывкарский лесопромышленный комплекс» у нас есть пункт о согласовании учебных планов подготовки специалистов.

С одной стороны, производственная направленность в подготовке специалистов в СЛИ очевидна, с другой — руководство страны настойчиво призывает бизнес повернуться лицом к науке и образованию. У нас уже налажены хорошие деловые и взаимовыгодные партнерские отношения со многими предприятиями республики, с лидерами отраслей, и эта работа будет продолжена.

— А то, что в СЛИ появился президент, директору — в помощь?

— Безусловно, это полезно для обеспечения преемственности в руководстве институтом. Наши отношения с Николаем Михайловичем Большаковым как раз и демонстрируют, как должна происходить смена власти в вузе после ухода с должности успешного и достойного руководителя. Было бы грешно не использовать на благо общего дела большой опыт и знания Николая Михайловича. Кстати, он ведь не только почетный президент, но и профессор кафедры, известный учёный.

 

О Большакове

В утвержденном Федеральным агентством по образованию Типовом положении о президенте государственного высшего учебного заведения говорится, что деятельность президента должна быть направлена на повышение эффективности управления вузом, содействие его развитию и расширение представительских функций.

Президент входит в состав Ученого совета и ректората вуза. По согласованию с ректором президент принимает участие в деятельности попечительского совета и органах самоуправления вуза, участвуете разработке концепции развития учебного заведения, представляет его в отношениях с госорганами, органами местного самоуправления и общественными организациями. Кроме того, президент может «решать вопросы совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности вуза».

В Российской Федерации в настоящее время должность президента или почетного президента появилась в семидесяти двух вузах. Но только в половине из них сложились бесконфликтные деловые отношения ректор (директор) — президент. Руководитель, который не смог найти применение интеллекту и опыту своего предшественника, далеко не пойдет, считают в Рособразовании.

— Мы встретились с почетным президентом СЛИ Николаем Михайловичем Большаковым, чтобы из первых уст узнать: к чему его обязывает статус почётного президента вуза, как он себя чувствуете новой роли?

— В любой работе можно опираться на знания и опыт других. Когда я начинал в СЛИ в 1995-м, мне никто буквально ни одной бумажки не передал — так получилось. Сейчас я, как и положено, сдал дела новому директору. В отличие от первых дней моего директорства в институте, у Валентины Васильевны Жиделевой есть с кем поделиться, посоветоваться при принятии решения по той или иной проблеме. Нельзя сказать: ей теперь легче, мне было трудней. Жизнь и сейчас подбрасывает сложные задачи, но их есть с кем обсудить. Одна голова — хорошо, две — лучше, тем более что вторая знакома с ними, как никто другой, и чрезвычайно заинтересована в их успешном разрешении.

Признаюсь, теперь можно, именно Жиделеву я хотел видеть в преемниках. Мы знакомы более 30 лет — по работе на кафедре СыктГУ, на моих глазах происходило становление Валентины Васильевны как преподавателя, ученого, руководителя. Очень ценю в ней такие положительные качества, как стремление к успеху и желание эффективно работать. Далеко не все этим обладают, а именно это, на мой взгляд, — залог успешного развития СЛИ, изменений в нем в соответствии с духом времени. В тандеме директор-президент главное — взаимное доверие и поддержка. Что скрывать, нелегко отрешиться от свойственной, наверное, любому в таких ситуациях ревности. Но ради успехов общего дела надо перешагнуть через это естественное человеческое чувство.

Ненавязчивая поддержка — вот мой принцип. Стараюсь себя вести так, чтобы новый руководитель института не испытывал дискомфорта при самостоятельном принятии ответственных решений.

Мне советовали: надо бы в СЛИ директора мужчину-технаря, ведь вуз — технический. Но у меня на этот счет было другое мнение. Во-первых, нас в институте среди преподавателей женщины составляют 60 процентов, и мне с ними хорошо работалось. Во-вторых, в руководителе первостепенное значение имеют его деловые и человеческие качества, а не пол. У женщин, как известно, больше, чем у мужчин, гибкости и способности к компромиссам. И главное, Валентина Васильевна Жиделева — доктор экономических наук. А в условиях рыночной экономики руководители-экономисты предпочтительнее, что и подтверждается специалистами Рособразования. Технарей же у нас хватает и среди преподавателей.

Директор института сильно загружен «текучкой», по себе знаю. Он отвечает в вузе абсолютно за всё, даже за сосульку, упавшую с институтской крыши кому-то на голову. Теперь я освобожден от текущих дел и могу сосредоточиться на главном — создании системы непрерывного лесного образования в Республике Коми, к чему с первого дня в этих стенах и стремился и для осуществления чего сейчас настало самое благоприятное время.

Преподаю, работаю с дипломниками и аспирантами, занимаюсь наукой. Разрабатываю направления научных исследований и настраиваю молодых преподавателей на подготовку кандидатских и докторских диссертаций, стараюсь всемерно помочь им в этом. Важно самим готовить кадры высшей квалификации, тех, кто будет работать здесь через 10-20 лет, только тогда возможны хорошие перспективы у СЛИ.

Задача стоит так: опираясь на достигнутое в СЛИ за предыдущие годы, мы можем и должны прийти к более высокому уровню развития института. Я — за изменения! Не устаю повторять: «В жизни одна постоянная вещь — изменения». Только таким образом движемся вперед, получаем результат. Время идет, встают другие задачи и проблемы, не менее значимые. Готов помогать в их решении, в достижении новых успехов, оставаясь гарантом сохранения традиций и опыта прошлого. Дружная совместная работа, взаимоуважение между директором и президентом института — основа основ. Единоначалие, как принцип руководства, никто не отменял, он справедлив, а коллегиальность нужна при обсуждении и затем при выполнении принятого решения. Вот это и значит работать в интересах СЛИ и его коллектива. Ведь самое страшное, когда новая метла метет только по-новому, отрицая достигнутое ранее.

Рад, что институт со сменой руководства не испытал никаких потрясений, все на своих местах, учебный процесс не нарушен, традиции поддерживаются.

Людмила Борисевич
Регион. №4 (131). 2008
© CЛИ, отдел ИУП,
2009-2017